Основы современного урока

Некоторые аспекты организации современного урока

Урок является центральным звеном образовательного процесса. Огромную практическую значимость имеют вопросы подготовки преподавателя к уроку, планирования и анализа урока.

Требования к современному уроку наиболее полно сформулированы в методической литературе. К ним можно отнести:

  • использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей образовательного процесса;
  • реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил;
  • обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их интересов и потребностей;
  • установление осознаваемых учащимися межпредметных, внутрипредметных связей;
  • связь с ранее полученными знаниями и имеющимися умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся;
  • мотивация и активизация развития всех сфер личности;
  • логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности;
  • эффективное использование педагогических средств;
  • связь с выбранной профессией, личным опытом учащихся;
  • формирование практически необходимых знаний, умений, рациональных приёмов мышления и деятельности;
  • формирование умения учиться, потребности в самообразовании;
  • тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

Любой урок состоит из объективно существующих дидактических элементов. Соотношение элементов урока в их определённой последовательности и взаимосвязи между собой есть структура урока.

Структура урока представляет собой совокупность его элементов, частей, обеспечивающих целостность урока и достижение его цели и задач. В проведении урока важен вопрос об организации учебной деятельности учащихся. Выделяют три ее формы- фронтальную, индивидуальную, групповую.

Содержательной основой выделения структурных элементов (этапов) урока является логика процесса усвоения знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, рефлексия. Этот подход даёт основание выделить возможный максимальный набор этапов урока, представленный в таблице.  

Структурные элементы урока

Этапы

 Задачи

Показатели реальных результатов  решения задачи

Организация начала урока

Подготовка учащихся к работе на уроке

Полная готовность учащихся и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм

Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов

Подготовка к основному этапу урока

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний

Усвоение новых знаний и способов деятельности

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов деятельности, связей и отношений в объекте изучения

Активные действия учащихся с объектом изучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами деятельности

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция

Понимание сущности усваиваемых знаний и способов деятельности на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся

Закрепление знаний и способов деятельности

Обеспечение усвоения новых знаний и способов деятельности на уровне применения в изменённой ситуации

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и изменённой ситуации

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы опорных знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей

Активная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межпредметных знаний

Контроль и самопроверка знаний

 

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами деятельности, обеспечение их коррекции

 

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения

Коррекция знаний и умений учащихся

Ликвидация и предупреждение пробелов в знаниях и умениях учащихся, разбор типичных ошибок

Достижение учащимися планируемых результатов обучения

Подведение итогов урока

Анализ и оценка успешности достижения цели; определение перспектив последующей работы

Адекватность самооценки учащихся оценке педагога. Получение учащимися информации о реальных результатах учения

Рефлексия

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценка. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Обеспечение понимания целей, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих знаний

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с уровнем их развития

Поэтапное формирование умственных действий в усвоении учебного материала определяет многообразие типов уроков. В методической литературе выделены следующие типы уроков.

 

1. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель: восприятие и первичное осознание учащимися нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Вариант структуры урока

  1. Организация начала урока.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
  4. Изучение нового материала.
  5. Первичная проверка усвоения знаний.
  6. Контроль и самопроверка знаний.
  7. Коррекция знаний и умений учащихся
  8. Подведение итогов урока, рефлексия.
  9.  Информация о домашнем задании.

2. Урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

Цель: Усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.

Логика комплексного применения знаний, умений и навыков.

  1. Актуализация знаний, умений и навыков для творческого применения знаний.
  2. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
  3. Усвоение образца алгоритма комплексного применения знаний.
  4. Применение обобщенных знаний, умений и навыков в новых условиях.
  5. Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.
  6. Коррекция знаний и умений учащихся.
  7. Домашнее задание.

3. Урок закрепления знаний

Цель:вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Логика процесса закрепления знаний.

  1. Актуализация опорных знаний и их коррекция.
  2. Определение возможностей применения этих знаний.
  3. Пробное применение знаний.
  4. Выработка умений безошибочного применения знаний в сходных условиях.
  5. Выработка умений применения знаний в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний

Цель: усвоение знаний в их системе.

В основе логики обобщения и систематизации знаний лежит деятельность учащихся по переводу новых знаний от усвоения отдельных фактов, понятий к их обобщению в целостную систему знаний. Оно может осуществляться как по теме, разделу, так и по проблеме. Самое главное в методике обобщения – отработка механизма включения части в целое

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся, рефлексии деятельности

Цель: Определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их применения, закрепление и систематизация знаний, коррекция знаний, умений и навыков, оценка хода и результатов деятельности.

В основе логики учебно-познавательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение заданий (при условии их постепенного усложнения) на основе комплексного применения знаний на разных уровнях.

Целесообразно применение методики поэлементной оценки, основанной на оценивании знаний на трёх уровнях:

I – уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания (понял, запомнил, воспроизвёл);

II – уровень готовности применения знаний по образцу и в сходных условиях (понял,

 запомнил, воспроизвёл, применил по образцу и в изменённых условиях);

III – уровень готовности к творческому применению знаний (овладел знаниями на втором уровне и научился переносить их в новые условия).

Структураможет быть разнообразной. Главное – подбор заданий и задач, обеспечивающих реализацию всех целей урока.

При проектироовании урока важно, соблюдать следующую последовательность действий: после определение содержания учебного материала; формулирование дидактической цели урока; выбор типа структуры урока; определение доминирующего на основном этапе урока характера деятельности (репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский) и отбор методов и форм обучения.

Кроме типов уроков существуют и их формы. Форма урока обусловлена содержанием, методами, приёмами и средствами обучения, а также видами учебной деятельности детей.

 

Основные компоненты современного урока:

  1. Организационный – организация группы в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
  2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные этапы.
  3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как  в данной теме, так и в будущей профессиональной деятельности.
  4. Коммуникативный – уровень общения преподавателя с группой.
  5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
  6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данной группы.
  7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности учащегося на уроке для стимулирования его  активности и развития познавательного интереса
  8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ:

  1. Учет особенностей учащихся и коллектива учебной группы.
  2. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока:

Общие:

  • Определить место урока в теме, а темы – в годовом планировании, выделить общую задачу урока Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока; научные, научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием
  • Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, прочитать требования по данной теме, выяснить, что требуется от преподавателя к данному уроку
  • Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные ЗУН
  • Конкретизировать задачи урока, выделить основные цели урока, сформулировать и записать их в план.
  • Определить, что должен понять, запомнить учащийся на уроке, что он должен знать и уметь после урока
  • Определить какой учебный материал сообщить учащимся, какой объем, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи, сообщить учащимся
  • Отобрать содержание урока в соответствии с его целями и задачей, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, формирования новых ЗУН
  • Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся
  • Записать предусматриваемый ход урока в план урока, представив себе урок как целостное явление

Частные:

  • Четко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложения материала
  • Быть доброжелательным, не оскорблять учащегося, не возмущаться их незнанием или непониманием.
  • Не перебивать учащегося, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса
  • Задание и инструктаж давать четко, кратко, с обязательным пояснением того, как   учащиеся поняли требования
  • Внимательно следить, как учащиеся слушают преподавателя. Потеря внимания - сигнал о том, что надо изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал
  • Показателем внимания являются активное слушание, сосредоточенность на задании
  • Вовремя  начинать урок, заканчивать его со звонком.
  • Добиваться  выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекларированным!
  • Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства
  • Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомленность

ПОДГОТОВКА К УРОКУ НЕПОСРЕДСТВЕННО ПЕРЕД ЗВОНКОМ

  • Мысленное воспроизведение основных этапов урока
  • Воспроизведение плана урока, мысленное представление группы и отдельных учащихся
  • Стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой.

Способствует успеху:

  • Хорошее знание материала
  • Бодрое самочувствие
  • Продуманный план урока
  • Чувство «физической» раскованности, свободы на уроке
  • Правильный выбор методов обучении
  • Разнообразие методов обучения
  • Занимательность изложения
  • Эмоциональное отношение преподавателя к излагаемому материалу; богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция преподавателя
  • Выраженная заинтересованность преподавателя в успехе учащихся

Затрудняют проведение урока

  • Неуверенность в своих знаниях и «преподавательских силах»
  • Безразличное отношение ко всему происходящему на уроке
  • Рыхлая композиция урока
  • Скованность движений
  • Неумение учащихся работать предложенными методами обучения
  • Однообразие методов обучения
  • Бесстрастный рассказ преподавателя
  • Монотонность и сухость при изложении нового материала
  • Отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой  и задачами урока, вопросами

Рекомендации для педагогов по работе с неуспевающими учащимися

- Выяснение причин стойкой неуспеваемости уч-ся

- Оказание помощи в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок)

- Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

- Стимулирование учебной деятельности (поощрения, создание ситуаций успеха,  побуждение к активному труду и др.)

- Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.) 

- В процессе контроля за подготовленностью учащихся: 

  • создание атмосферы особой доброжелательности при опросе; 
  • снижение темпа опроса, разрешении дольше готовиться у доски; 
  • предложение учащимся примерного плана ответа; 
  • разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления; 
  • стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. 

- При изложении нового материала: 

  • более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющим степень понимания ими учебного материала; 
  • привлечение их в качестве помощником при подготовке приборов, опытов; 
  • привлечение к высказыванию предложений при проблемной обучении к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы. 

- В ходе самостоятельной работы на уроке: 

  • разбивка занятий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых; 
  • ссылка на аналогическое задание, выполненное раннее; 
  • напоминание приема и способа выполнения задания; 
  • указание на необходимость актуализировать то или иное правило; 
  • ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений; 
  • инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению; 
  • стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих; 
  • более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление. 

- При организации самостоятельной работы: 

  • выбор для группы успевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа; 
  • более подробное объяснение последовательности выполнения задания; 
  • предупреждения о возможных затруднениях, использование карточек консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Работа с одарёнными детьми

Психологические особенности одаренных детей наряду со спецификой социального заказа в отношении этой группы учащихся обусловливают определенные акценты в понимании основных целей обучения и воспитания, которые определяются как формирование знаний, умений и навыков в определенных предметных областях, а также создание условий для познавательного и личностного развития учащихся с учетом их дарования. В зависимости от особенностей обучающихся и разных систем обучения та или иная цель может выступать в качестве основополагающей. применительно к одаренным детям необходимо обратить особое внимание на следующие моменты.

Одаренные дети должны усвоить знания во всех предметных областях, составляющих общее среднее образование. В то же время психологические особенности одаренных детей, а также социальные ожидания в отношении этой группы учащихся позволяют выделить и специфическую составляющую в отношении традиционной цели обучения, связанной с усвоением определенного объема знаний в рамках школьных предметов. Этой специфической составляющей является высокий (или повышенный) уровень и широта общеобразовательной подготовки, обусловливающие развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями учащихся. Несмотря на более высокие способности в отдельных предметных общеобразовательных областях или в других областях, не включенных в содержание общего среднего образования, для многих одаренных детей усвоение такого разнообразия знаний может быть нелегким делом.

Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одаренных детей.

Так, в качестве приоритетных целей обучения детей с общей одаренностью могут быть выделены следующие:

  • развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);
  • создание условий для развития творческой личности;
  • развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);
  • обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.

    Общие принципы обучения:

  • принцип развивающего и воспитывающего обучения;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип учета возрастных возможностей.

     В обучении одаренных применяются четыре основных подхода:

1) Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным.

2) Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания.

3) Расширение. 

Методы и средства обучения.  
Работа с одарёнными детьми на уроке

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися, следует признать нецелесообразным выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими школьниками. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других учащихся. Однако при этом не исключается возможность создания групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий или групп учащихся, работающих по особым методикам, дающим возможность углубиться в учебную тему или откорректировать в случае необходимости погрешности в усвоении материала отдельных учебных дисциплин.

  Формы организации деятельности одарённых детей на уроке:

  •  Исследовательские задания к уроку.
  •  Самостоятельная работа обучающихся (с использованием ИКТ).
  •  Дифференцированное домашнее задание (повышенного уровня сложности).
  •  Работа по индивидуальным образовательным планам.  

Организация работы с одарёнными детьми       

Работа по обучению одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов: учёных, учителей, школьных психологов. В школьном возрасте процент таких детей очень мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Одаренный ребенок, в отличие от одарённого взрослого, сформировавшаяся личность, будущее которого ещё не определено. Поэтому и заниматься с такими детьми совершенно необходимо.

Можно выделить 3 основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми:

  • отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;
  • функционально- целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;
  • ориентация школы на "уравнивание" под "среднего" без прогноза на индивидуальное развитие ( в этом случае одарённые дети чувствуют дискриминацию).

Все дети от природы обладают творческим началом к развитию своих способностей. Если же способности ребёнка не находят полноценного развития, то виноваты в этом взрослые, которые либо не создали условий для развития его природных возможностей, либо загасили их догматическими методами обучения и воспитания

Поэтому нужно не столько измерять одарённость, сколько создавать соответствующую образовательную среду. Обеспечить планомерность, системность и непрерывность в решении данной задачи призвана программа "Одарённые дети"

Цель программы:

выявление явно и потенциально одарённых детей и создание специальных педагогических технологий, которые помогают адаптироваться детям не только в предметной творческой деятельности, но и в конкретных ситуациях отношений, которые возникают в классе и в разнообразных творческих объединениях, в повседневной жизни и могут способствовать развило у ребёнка положительного отношения к учёбе, к самому себе и окружающим людям.

       Задачи:

  1. Создать условия для формирования и развития творческих способностей учащихся в деятельности;
  2. Содействовать выбору индивидуального пути образования и развития ребёнка, по которому он может идти в оптимальном дя него темпе;
  3. Обеспечить ребёнку комфортную эмоциональную сферу - "ситуацию успеха".

       Направления работы:

  1. Работа психолога.
  2. Работа с педагогами.
  3. Работа с родителями.
  4. Работа с учащимися.
  5. Работа с внешкольными учреждениями.

        Работа психолога:

  1. Начальное условное выявление одаренных детей;
  2. Проведение комплексной диагностики;
  3. Разработка программы коррекционной деятельности;
  4. Сотрудничество с педагогами в составлении индивидуальных программ развития;
  5. Работа с родителями по адекватному приятию и взаимодействию с одарёнными детьми;
  6. Проведение тренингов с одарёнными детьми;
  7. Текущие наблюдения за развитием одарённых детей;
  8. Ориентация талантливых детей на социальные институты социального развития;
  9. Социально- диспетчерское взаимодействие с психологическими структурами дополнительного, специализированного образования.

       При работе с одаренными детьми психологу необходимо учитывать:

  1. Возрастные особенности детей;
  2. Индивидуальные отличия детей;
  3. Биологическую склонность и социальные условия реализации и затребованности способностей;
  4. Выявление причин возможного спада проявления способностей.

       Работа с педагогами:

     Задачи:

  1. Повышать уровень знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии,
  2. Организовать консультации по выбору разнообразных форм и методов работы с одарёнными детьми.

Перед педагогами в свою очередь встают следующие задачи:

  1. Индивидуальное изучение всех особенностей воспитанников;
  2. Индивидуальная приспособленность при приёмах воспитания и воздействия социального окружения на каждого с учётом их одарённости.

       Формы в методы работы:

  1. Сбор информации по одаренным детям по результатам наблюдения педагогов.
  2. Диагностика учащихся.
  3. Консультации психолога об особенностях детской одаренности, её видах.
  4. Организация круглых столов по организации работы с одарёнными детьми.
  5. Проведение групповых коррекционных тренингов.
  6. Проведение родительских собраний.
  7. Индивидуальное консультирование родителей по вопросам детской одаренности.

 

Советы по работе с одаренными детьми:

1. Главное – поощрение – главный витамин для такого ребенка.

2. Подхватывай мысли учащегося и оценивай их тут же, подчеркивая и оценивая их и т.п.

З. Усиливай впечатлительность детей на новое в его области интересов.

4. Поощряй оперирование идеями, материалом, предметами. Ребенок должен практически решать исследовательские задачи.

5. Учи систематической оценке каждой мысли. Никогда не отрицай, не отбрасывай ее.

6. Не настаивай на запоминании схем, формул, одностороннего решения, где имеется много способов.

7. Культивируй творческую атмосферу. Учащиеся должны знать, что творческие предложения, мысли их встречаются с признанием, принимаются и используются.

8. Вырабатывай у учащихся терпимое отношение к понятиям, мыслям.

9. Учи детей ценить свои и чужие мысли.

10. Развивай у ребенка терпимость к насмешкам и агрессии ровесников и уверенность в себе.

11. Стимулируй и поддерживай инициативу ребенка, его самостоятельность. Подбрасывай проекты, которые могут увлечь.

12. Подбрасывай интересные факты, случаи, технические и научные идеи.

13. Развивай у детей терпимость в учении.