Дети-синтетики
Краткая психологическая характеристика. Дети-синтетики опираются в большей степени на общее, а не на частности. Они мало внимания уделяют деталям, потому что их интересуют общие взаимосвязи.
Основные трудности. Синтетики часто испытывают трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки. Обычно таким детям трудно составлять планы ил конспекты, некоторые из них составляют план после того, как работа написана. Они редко концентрируются на одной проблеме, им свойственно рассматривать её в широком контексте, во взаимосвязи с другими, соотносить полученные знания с личным опытом и мнениями других. При тестировании синтетики могут испытывать затруднения, связанные с необходимостью аналитической деятельности и оперирования конкретными фактами.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки очень важно развивать у синтетиков аналитические навыки, учитывая, что общий ход их деятельности – от общего к частному.
При обобщении каждой темы следует её обобщить, выделить основные блоки и наполнять их конкретным содержанием.
При работе с тестами синтетиков нужно ориентировать на выявление основного в каждом задании; что здесь является главным, на что стоит обратить внимание в первую очередь?
Во время проведения пробного экзамена в начале работы синтетикам стоит ознакомиться с материалом в целом: просмотреть имеющиеся задания, бегло ознакомиться с их содержанием. Это поможет им сориентироваться. Синтетикам может помочь составление общего плана деятельности в самом начале работы. Кроме того, на экзамене им важно опираться на умение выделять главное в каждом вопросе. «Сначала просмотри и подумай, в какой последовательности ты будешь выполнять задания».
Тревожные дети
Краткая психологическая характеристика. Для тревожных детей учебный процесс сопряжён с определённым эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учёбой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде( контрольная работа, диктанты и т.д.).
Каким образом можно распознать тревожного ребёнка? Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причём это может и не вести к существенному улучшению качества работы. При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Тревожные дети задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, верно ли они его поняли. При выполнении индивидуального задания они обычно просят учителя «посмотреть, правильно ли они сделали». Часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.
Основные трудности. Наиболее трудной стороной тестирования для тревожного ребёнка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки.
- Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьёзности предстоящего экзамена и значимости его результатов.
- Задача взрослого – создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной работой».
Во время проведения пробного экзамена. Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д. Тем самым взрослый как бы говорит ребёнку: «Я здесь, я с тобой, ты не один».
Неуверенные дети
Краткая психологическая характеристика
Проблема таких детей в том, что они не умеют опираться на собственное мнение и склонны прибегать к помощи других людей. Неуверенные дети не смогут самостоятельно проверить качество своей работы: они сами себе не доверяют. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения. В подобной ситуации они обычно обращаются за помощью к одноклассникам или родителям. Такие дети списывают не потому, что не знают ответа, а потому, что не уверены в правильности своих знаний и решений. В поведенческом плане им часто присущ конформизм, они не умеют собственную точку зрения. Неуверенные дети подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.
Основные трудности. Не умеют опираться на собственные ресурсы и принимать самостоятельные решения.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки очень важно, чтобы неуверенный ребёнок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора.
При работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций (например: «Сначала реши простые задания, а потом переходи к сложным»). Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение.
Во время проведения пробного экзамена неуверенного ребёнка можно поддерживать простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха: «Я уверен, у тебя всё получится», «Ты обязательно справишься». Если ребёнок не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его:»Ты не знаешь, как начать? И предложить ему альтернативу: «Ты можешь начать с простых заданий или сначала просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?»
Ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа «Подумай ещё», «Поразмысли хорошенько».
Это только усилит тревогу и никак не продвинет выполнение задания.
Непроизвольные дети
Краткая психологическая характеристика. Гораздо чаще «невнимательные» дети – это дети с низким уровнем произвольности. У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи колебания темпа деятельности. Они могут часто отвлекаться.
Основные трудности. Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объёме знаний могут нерационально использовать время.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки.
- Очень важно научить ребёнка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства. Такими средствами могут стать песочные часы, составление списка необходимых дел …
- Бесполезно призывать таких детей «быть внимательнее», поскольку это им недоступно.
- Следует оказать помощь в самоорганизации. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: «Ты сейчас что делаешь?»
- Возможно использование внешних опор. Например, ребёнок может составить план своей деятельности и зачёркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет. Важно, чтобы ученик научился использовать эти опоры на предварительном этапе, иначе на экзамене это отнимет у него слишком много сил и времени.
Перфекционисты и «отличники»
Краткая психологическая характеристика. Дети данной категории обычно отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Если они выполняют задание, то стремятся сделать его лучше или быстрее остальных использовать дополнительный материал. Перфекционисты очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Всё, что они делают, должно быть замечено и должно получить соответствующую оценку. Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими.
Основные трудности. Им недостаточно выполнить минимально необходимый объём заданий, им нужно сделать всё, причём безошибочно. Ещё один возможный камень преткновения для них – это необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки.
- Важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и помочь осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания.
- На предэкзаменационном этапе перфекционистам можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения, и не нужно будет делать всё подряд.
- Во время проведения пробного экзамена его можно спросить: «Какие задания ты решил сделать?» - и по необходимости тактично скорректировать его планы. В ходе экзамена можно время то времени интересоваться: «Сколько тебе ещё осталось?» - и помогать скорректировать собственные ожидания. («Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил, будет достаточно. Переходи к следующему заданию»).
Астеничные дети
Краткая психологическая характеристика. Основная характеристика – высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. Как правило, утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько чисто психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности её коррекции крайне ограничены.
Основные трудности. Тестирование требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода времени. Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения усталости.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки.
- При работе с астеничными детьми очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых ожиданий, которым ребёнок не сможет соответствовать.
- Очень важен оптимальный режим подготовки: необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать.
- Родителям стоит получить консультацию у психоневролога или невропатолога о возможности поддержать ребёнка с помощью витаминов или травяных сборов.
Во время проведения пробного экзамена. Следует иметь в виду, что таким детям требуется несколько перерывов, поэтому их не следует торопить, если они вдруг прерывают деятельность и на какое-то время останавливаются. Им по возможности лучше организовать несколько коротких перерывов.
Гипертимные дети
Краткая психологическая характеристика. Гипертимные дети обычно быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму. У них высокий темп деятельности, они импульсивны и порой несдержанны. Они быстро выполняют задания, но зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Такие дети склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности. Гипертимные дети испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости. Особенностью этой категории детей часто является также невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация.
Основные трудности. Процедура тестирования требует высокой собранности, концентрации внимания, тщательности, аккуратности, а эти качества обычно являются слабым местом этих детей. С другой стороны, они, как правило, обладают хорошей переключаемостью, что помогает им справиться с экзаменационными заданиями.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки
- Очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкций типа «Не торопись».
- Необходимо развивать у детей функцию контроля, то есть навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания.
- Основной принцип, которым нужно руководствоваться: «Сделал – проверь».
- Необходимо создавать ощущение важности экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьёзностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты тестирования.
Во время проведения пробного экзамена гипертимным детям нужно мягко и ненавязчиво напомнить о необходимости самоконтороля: «Ты проверяешь то, что ты делаешь?» Кроме того, их лучше посадить в классе так, чтобы их возможности с кем-то общаться были минимальны.
Застревающие дети
Краткая психологическая характеристика. Таких детей характеризует низкая подвижность, низкая лабильность психических функций. Они с трудом переключаются с одного задания на другое. Застревающие дети основательны и зачастую медлительны. Ещё одна особенность заключается в том, что им требуется длительный ориентировочный период при выполнении каждого задания. Если таких детей начинают торопить, темп их деятельности ещё больше снижается.
Основные трудности. Процедура тестирования требует мобильности: необходимо быстро переключаться с одного задания на другое, актуализировать знания из различных разделов школьной программы. Это может представлять трудность для этих детей.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки
- Навык переключения внимания тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребёнка пользоваться часами для того, чтобы определять время, необходимое для каждого задания. «Тебе нужно решить пять задач за час. Значит, на каждую задачу ты можешь потратить не более двенадцати минут». Такие упражнения помогут ученику развивать умение переключаться. Можно также заранее определить, сколько времени следует отвести на каждое задание на экзамене.
Во время проведения пробного экзамена задача взрослого – по мере возможности мягко и ненавязчиво помогать таким детям переключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым: «Ты уже можешь переходить к следующему заданию». Ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается.
Аудиалы и кинестетики
Краткая психологическая характеристика. Известно, что у человека имеется три основных модальности восприятия: аудиальная (слуховая), визуальная (зрительная) и кинестетическая (тактильная). У каждого человека одна из модальностей является ведущей, определяющий способ получения и переработки информации.
Основные трудности. Тестирование имеет исключительно визуальную форму. Это облегчает задачу для визуалов, одновременно усложняя её для аудиалов и кинестетиков.
Стратегии поддержки
На этапе подготовки необходимо, чтобы дети данных категорий осознали особенности своего учебного стиля, то есть смогли чётко сформулировать для себя, как именно они лучше всего усваивают учебный материал, и воспользовались этим знанием при повторении учебного материала.
Во время проведения пробного экзамена. Аудиалы могут воспользоваться речью, то есть очень тихо проговаривать задания вслух. В случае затруднения можно рассказать им о том, в чём заключается суть задания. Им не требуется помощь в решении, им нужно просто помочь осмыслить суть задания.
Кинестетикам могут помогать себе простыми движениями (например, подвигать ногами под столом). Им также стоит разрешить какую-то двигательную активность.
Рекомендации педагогам по подготовке учащихся к тестированию
Педагогам-предметникам следует основное внимание направить на усвоение учащимися психотехнических навыков сдачи тестирования.
Эти навыки не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзаменов, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями.
Учителям надо активнее вводить тестовые технологии в систему обучения. Зная типовые конструкции тестовых заданий, учащийся практически не будет тратить время на понимание инструкции, к тому же у него будет сформирована привычка к этой форме проверки знаний.
К тому же тестирование, интегрированное в повседневный учебный процесс, в текущий контроль знаний, позволяет учителю, своевременно выявив пробелы, их устранить, а с учениками, достигшими планируемых результатов, продолжить обучение на более высоком уровне. Сам ученик же получает информацию о своём уровне знаний.
Уважаемые учителя
- Сосредотачивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки.
- Помогайте учащемуся поверить в себя и свои способности.
- Помогайте избегать ошибок.
- Поддерживайте при неудачах.
- Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена.
- Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребёнка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку.
- Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников.
Памятка организаторам при проведении тестирования
- Объясняйте правила заполнения бланков последовательно, чётко и не спеша, чтобы облегчить учащимся понимание инструкции.
- Наибольший вред учащимся причиняет монотонность вашей речи. Акцентируйте важные слова как способ привлечения и удержания внимания выпускников. Используйте такие приёмы, как изменение темпа речи и интонирование. Это придаст выразительность вашим словам.
- Старайтесь дать ответы на все вопросы, заданные учащимися. Перед началом предупредите выпускников, на вопросы какого характера они могут получить от вас ответ и на какие вопросы вы не имеете права отвечать.
- Учащемуся, задавшему вопрос, отвечайте индивидуально.
- Стиль общения должен способствовать ослаблению отрицательных переживаний учащихся.
Не используйте в общении с учащимися:
- угрозы;
- критику;
- высмеивание.