СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Памятка_по_профилактике_суицида

Кризисные состояния


TB17Vja2_Vc"Правило нижнего белья" или простые беседы для защиты ребенка от насилия


Насилие над детьми


Мой ребенок точно будет гением среди современников!

11_TRGUDZh

Как помочь ребенку достичь  успеха  в любом виде деятельности:

1. Высокий уровень осведомленности, интеллекта

Осведомленный человек обладает знаниями, интеллектуальный человек добывает новые знания, используя внимание, память, мышление, воображение, речь.

Родителям необходимо:
создавать для ребенка развивающую среду, включающую игры, беседы, чтение и обсуждение прочитанного, просмотр телепередач и обсуждение увиденного, ответы на многочисленные вопросы ребенка, занятия, развивающие двигательную активность пальцев рук, и др. 

2. Высокая культура эмоций и чувств, включающая в себя осознание эмоций и чувств, умение справляться с негативными эмоциями и чувствами, проявление в социально допустимой форме эмоций и чувств, особенно таких, как волнение, тревога, страх, отчаяние, обида, разочарование, досада, гнев, печаль, уныние, тоска, смущение, стыд, вина, презрение, враждебность, зависть, ревность.

Родителям необходимо:

  • показывать пример высокой культуры эмоций и чувств;
  • не запрещать ребенку чувствовать то, что он чувствует;
  • поощрять проявление ребенком эмоций и чувств в социально допустимой форме;
  • не поощрять проявление ребенком эмоций и чувств в социально недопустимой форме.

3. Сильная воля как умение управлять самим собой, развитые волевые качества: самообладание, решительность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность, активность, организованность.

Родителям необходимо:

  • помнить, о том, что воля не формируется как в условиях чрезмерно низкой дисциплины, так и в условиях чрезмерно высокой дисциплины;
  • дисциплина формируется на основе доброжелательных отношений, а не наоборот;
  • одним из инструментов формирования желательного поведения ребенка является педагогика правил и последствий, согласно которой для ребенка устанавливаются правила и последствия их соблюдения / нарушения. 

4. Развитая потребность достижения цели, сильное желание добиться высокого результата. 

Родителям необходимо: вместо навязывания собственных желаний формировать у ребенка привлекательный образ цели.

5. Сильный осознанный мотив достижения цели, ясный ответ на вопрос «Почему я этого хочу?»

Родителям необходимо: помнить, что для ребенка важным мотивом достижения цели является позитивное отношение к нему значимых окружающих.

6. Культура взаимодействия с другими, подразумевающая умения разрешать конфликты, эффективно реагировать на агрессию, на провокации, выражать негативное отношение к другому человеку в социально допустимой форме.

Родителям необходимо:

  • показывать пример высокой культуры взаимодействия с другими,
  • конструктивно разрешать конфликты с участием ребенка,
  • эффективно реагировать на агрессию ребенка, на его провокации,
  • не поощрять проявление ребенком его негативного отношения к другому человеку в социально недопустимой форме.

7. Позитивная «Я-концепция», включающая информацию человека о самом себе, отношение человека к тому, что он знает о себе, действия человека в соответствии с тем, что он знает о себе и как он к этому относится.

Человек с позитивной «Я-концепцией» осознает свои достоинства и недостатки, то есть, принимает себя таким, какой он есть, не застревает на негативных переживаниях в связи со слабыми сторонами своей личности, совершенствуется и реализует потенциал.

Родителям необходимо:

  • отказаться от сравнения своего ребенка с другими детьми в пользу сравнения настоящих достижений своего ребенка с его прошлыми достижениями /с целью иллюстрации связи между результатом и затраченными на него усилиями/;
  • одобрять ребенка за малейший успех, достигнутый его собственным трудом;
  • ободрять ребенка в случае неудачи.

8. Крепкое физическое здоровье, которое определяет:

  • на 50 % образ жизни,
  • на 20 % наследственность,
  • на 20 % условия окружающей среды,
  • на 10 %  органы здравоохранения.

Родителям необходимо: режим жизнедеятельности ребенка максимально приблизить к режиму жизнедеятельности, рекомендуемому специалистами системы здравоохранения.

9. Удача в виде благоприятных внешних обстоятельств.

«Вера в удачу приносит удачу»  
Т. Уильямс

 «Я очень верю в удачу, и чем усерднее я работаю, тем более у меня оснований для такой веры» 
С. Ликок


prokat-header

ПОМОЩЬ ПОДРОСТКУ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ

Уважаемые родители, сейчас очень сложный период в жизни подростка, он сталкивается с проблемой выбора дальнейшего жизненного пути.

Выбрать профессию - это не столько выбрать себе работу, сколько выбрать определенный образ жизни.

На сегодняшний день в мире насчитывается огромное количество профессий, и каждая предъявляет определенные требования к человеку. Одни профессии требуют от человека силы и ловкости, другие - ума или скорости реакции, третьи - общительности, аккуратности или сдержанности.

Какие факторы следует учитывать молодому человеку, выбирающему профессию, и родителям, которые помогают ему в этом деле?

  • Первое на что следует обратить внимание – это состояние здоровья. Если вы знаете, что у вашего ребенка есть какие-то отклонения в состоянии здоровья, хронические заболевания, обязательно проконсультируйтесь с подростковым терапевтом, лечащим врачом, не будет ли это заболевание препятствовать в выборе той или иной профессии. Только врач может дать рекомендацию о соответствии состояния здоровья выбранной профессии.
  • Выбирая профессию, непременно следует учитывать склонности, интересы и способности вашего ребенка.

Считается, что профессиональный выбор будет более обоснованным, если в его основе лежит интерес к содержанию профессии. В этом случае и профессиональные намерения более устойчивые, и профессиональное обучение идет быстрее и эффективнее. Родители могут помочь сыну или дочери в формировании интересов и склонностей, в развитии способностей.

При этом следует руководствоваться следующими рекомендациями:

  • Не относитесь к занятиям своих детей свысока. Найдите время их выслушать, а лучше всего попробуйте лучше увлечься тем, что интересует ребят. В общении на равных вы совершенно другими глазами увидите своего ребенка и его друзей. И поверьте, в совместных делах, в сотрудничестве при обсуждении и решении общих задач ваши знания, ваши компетентные советы более умелого и опытного человека будут приняты подростками с благодарностью.
  • В подростковом возрасте неизбежна «разбросанность» интересов, т.к. это период интенсивных исканий, время самопроверки, самоутверждения, а нередко и конформизма, т.е. я делаю то и интересуюсь тем, чтобы не отличаться от сверстников.
  • Будьте внимательны и чутки к отличным от ваших увлечениям и интересам детей, помогите им не обмануться, найти себя и свою профессию, даже если это и нарушит ваши планы.
  • Помните, что в старшем подростковом возрасте потребность в осмысленной деятельности, направленной на достижение социально значимого результата, становится, как правило, необходимостью. Не удовлетворяясь иллюзией труда и не находя реального дела ни в семье, ни в школе, подросток ищет его сам и, случается, находит его в антисоциальной плоскости.            
  • Еще один важный фактор, который следует учитывать при выборе профессии – потребность экономики в кадрах. Необходимо знать, какие именно профессии являются в данный момент наиболее востребованными на рынке труда в вашем городе (районе), а какими профессиями рынок перенасыщен.
  • Важным является отношение родителей  к вопросу  выбора профессии для детей.

Для осознанного выбора ребенком будущей профессии родителям не следует выбирать самим профессию, нужно прислушиваться к мнению детей:

  • Дайте своему ребенку право выбора своей будущей профессии.
  • Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
  • Рассматривайте выбор профессии не только с позиций материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
  • Учитывайте личностные качества своего ребенка, которые необходимые ему в данной специальности.
  • Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами – консультантами.
  • Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
  • Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
  • Если ваш ребенок ошибся в выборе профессии, не кричите на него за это. Ошибку можно исправить.
  • Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т.д.
  • Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей.

Таким образом, напрашиваются определенные рекомендации и для установления взаимопонимания "родителей" и "детей" при решении такого важного вопроса, как выбор будущей профессии:

  • родителям необходимо научиться уважать и ценить уникальность своего ребенка и помнить, что ребенок, его жизнь и судьба не являются их собственностью;
  • необходимо осознавать, что главным мотивом воспитания должно быть не "удобство" родителей, а становление и развитие ребенка как личности, нацеленной на реализацию своего сущностного потенциала, на проявление им "самости";
  • необходимо наладить в семье двустороннюю коммуникацию, то есть диалогическое общение, при котором будет установлено взаимопонимание членов семьи.

Только стремление и умение активно слушать и понимать чувства и мысли ребенка, общаться с ним таким образом, чтобы при этом не страдало самоуважение ни его, ни других членов семьи, помогут избежать ошибок в его профессиональном самоопределении и способствовать самореализации его личности.


Grieving-Teens-Support-FI

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ 
И ТОКСИКОМАНИИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

Уважаемые родители! 

Обращаем ваше внимание на то, что в настоящее время проблема наркомании и токсикомании прогрессирует все больше среди молодого поколения. 

Если ваш ребенок находится в какое-то время вне вашего внимания, то вам просто необходимо присматриваться к нему, чтобы вовремя заметить, не стал ли он «жертвой» наркомании.

Наркомания и токсикомания – это тяжелые хронические заболевания, причиной которых является употребление психоактивных веществ ПАВ (лекарственных препаратов, химических и растительных веществ), характеризующиеся развитием психической (болезненное стремление вновь и вновь испытывать это измененное состояние), и как в следствие, физической зависимости, психическими и соматическими расстройствами, изменением личности.

Это происходит вследствие перестройки организма под действием постоянного поступления наркотика. Как только действие наркотика прекращается, наступает тяжелое состояние, которое наркоманы называют «ломкой», медики – «абстиненцией» (синдром отмены).

Подросток, употребляющий ПАВ становится рабом того вещества, которое он употреблял, не случайно в медицине используется термин «зависимость».

Одна из причин – интерес, желание испытать неизвестные ощущения, другая – заглушить негативные эмоции. Нередко желание «забыться» и удовлетвориться жизнью, приводит подростка к наркомании.

Часто родители довольно поздно и неожиданно для себя замечают, что их ребенок употребляет наркотические и токсические вещества, хотя перемены можно было увидеть в его поведении. Подросток становится скрытным, избегает родителей, ведет какие-то тайные переговоры по телефону, старые друзья и занятия, включая образовательное учреждение, ему уже не интересны. Он утрачивает интерес к учебе, убегает из дома на несколько дней, становится неуправляемым и агрессивным. Появляются резкие смены настроения, вялость, апатия. Наблюдается снижение интеллектуального развития, расстройство деятельности различных систем. Его одежда неряшлива, в карманах можно обнаружить баночки, шприцы, иглы, таблетки. Увеличиваются денежные расходы подростка, из дома нередко исчезают вещи.

Это должно насторожить Вас!!! Он может прийти в необычном состоянии, ведь именно это состояние – наркотическое опьянение – цель приема наркотиков. Чаще всего наркотическое опьянение подросток испытывает вне дома или в отсутствии родителей, но остаточные признаки этого состояния можно наблюдать спустя несколько часов после приема ПАВ. Вы можете заметить необычное возбуждение или раздраженное состояние. Вялый и сонный, с рассеянным вниманием, представленный сам себе, он может как бы задремать. А может быть благодушен, беспричинно весел. Вернувшись домой в таком состоянии, он с жадностью будет утолять жажду или голод. Присмотритесь! Характерно ли это для вашего ребенка? Всегда ли у него повышенный аппетит? Обратите внимание как двигается подросток. Возможно, вы заметите порывистые, размашистые, грубые движения, неуверенность в ходьбе.

Пусть ваше внимание привлечет внешний вид ребенка. Посмотрите ему в глаза – нет ли в них необычного блеска? Зрачки после применения наркотических и токсических веществ становятся либо необычно узкими, либо необычно широкими. Склеры могут быть покрасневшими, веки отечными. Насторожить должна бледность кожи или ее покраснения. Иногда она приобретает сальный налет. Наконец, посмотрите на руки вашего подростка: в области локтевых сгибов, на предплечьях, на тыльных поверхностях кистей могут быть следы от инъекций. Иногда подростки пытаются скрыть следы от инъекций царапинами.

Нетрудно обнаружить запахи при дыхании ребенка, от его одежды. Порой насторожить может и отсутствие запаха: подросток выглядит опьяневшим, говорит, что выпил спиртное, а запаха алкоголя нет. Проверьте, как чувствует себя ребенок на следующий день после необычного состояния: он может выглядеть заторможенным, вялым, разбитым, испытать мышечную слабость. Но это не весь перечень признаков, по которым можно заподозрить, что подросток начал употреблять опьяневшие вещества. Насторожить вас должно все необычное, что вы заметили в своем ребенке.

Надо иметь в виду, что многие признаки, о которых шла речь, можно заметить лишь на первых порах, потом организм начинает привыкать к системной интоксикации, и внешние признаки наркотического опьянения изменяются, их сможет обнаружить только специалист.

Если вы что-то заподозрили, не стоит «нападать» на ребенка с упреками и принимать «жестокие» меры. Поговорите с ним доверительно, во всяком случае, попытайтесь это сделать. Приведите его к специалисту наркологу. Попробуйте убедить его, что консультация врача-нарколога – это не наказание, а реальный шанс ему помочь. Чем раньше начато лечение – тем больше надежды на успех.

В подростковом возрасте проявляются изъяны предшествующего воспитания. Следовательно, важнейшая задача родителей — это контроль за состоянием ребенка. Необходимо обязательно обращать внимание на то, в каком состоянии он пришел домой, сравнивая с состоянием, в котором он вышел из дома. Это позволяет вовремя выявить, к примеру, случаи, когда подросток впервые закурил, принял алкоголь или наркотики.

Вы можете ознакомиться с описанием симптомов и внешних признаков в поведении ребенка, принимающего ПАВ:

Симптомы:

- замедленные реакции, сонливость, невнятная речь, изменение личности (появление других ценностей), снижение физической силы, трудоспособности, или повышенная активность, ухудшение координации, нарастающая слабость, агрессивность, бессмысленное выражение лица, зрачки глаз расширены, повышенный аппетит, слабо выраженные галлюцинации, повышенное артериальное давление, потеря болевых ощущений, чувство превосходства, ощущение неуязвимости.

Внешние признаки:

- нарочитость движений, провалы в памяти, запах табака (дыма), наличие спичек, зажигалок, табака в швах карманов, тюбиков клея, папиросной бумаги, белого кристаллического порошка, небольших камнеподобных кусков в стеклянных пузырьках или полиэтиленовых пакетиках, иглы или шприца для подкожных инъекций, обожженных крышек от бутылок или ложки, свечей, бритвенных лезвий, пожелтение пальцев, вид пьяного человека, красные отеки под глазами, сильный запах жженых листьев, мелкие семена в складках одежды и швах карманов, обесцвеченная кожа на пальцах.

Изучив симптомы, понаблюдав за внешними признаками и выявив наличие вредной привычки на ранней стадии, необходимо:

  • провести беседы по профилактике ПАВ;
  • использовать интерактивные методы, быть готовыми вместе с подростками исследовать собственный эмоциональный и поведенческий опыт;
  • больше внимания уделять формированию навыкам отказа от ПАВ — зависимости, нежели информационной части общения;
  • не бороться с негативными явлениями вредной привычки, а вместо этого пропагандировать позитивные стороны ее отсутствия.
  • проводить профилактику ПАВ-зависимости ребенка необходимо параллельно с ПАВ-зависимостью взрослых;
  • профилактика ПАВ-зависимости должна опираться на ценности подростков, а не на ценности взрослых;
  • важно обратить внимание на организацию досуговой деятельности подростка, его занятость в свободное время.

Профилактическую работу целесообразно проводить родителям совместно с социальным педагогом, психологом школы, наркологом.

Рекомендации для родителей по профилактике наркомании и токсикомании подростков

  1. Не паникуйте. Даже если вы уловили подозрительный запах или обнаружили на руке сына или дочери след укола, это еще не означает, что теперь ваш ребенок неминуемо станет наркоманом. Часто подростка вынуждают принять ПАВ под давлением. Помните о том, что и многим взрослым людям приходилось употреблять наркотические средства (обезболивающие уколы, масочный наркоз). И постарайтесь с первых минут стать не врагом, от которого нужно скрываться и таиться, а союзником, который поможет справиться с бедой.
  2. Сохраните доверие. Ваш собственный страх может заставить вас прибегнуть к угрозам, крику, запугиванию. Это оттолкнет подростка, заставит его замкнуться. Не спешите делать выводы. Возможно для вашего ребенка это первое и последнее знакомство с психоактивным веществом. Будет лучше, если вы поговорите с ним на равных, обратитесь к взрослой его личности. Возможно, что наркотические и токсические вещества для него способ самоутвердиться, пережить личную драму или заполнить пустоту жизни.
  3. Оказывайте поддержку. «Мне не нравится, что ты сейчас делаешь, но я все же люблю тебя» - вот основная мысль, которую вы должны донести до подростка. Он должен чувствовать, что бы с ним не произошло, он сможет с вами откровенно поговорить об этом. Поощряйте интересы и увлечения ребенка, которые должны стать альтернативой наркотику, интересуйтесь его друзьями, приглашайте их к себе домой. И наконец, помните, что сильнее всего на подростка будет действовать ваш личный пример. Подумайте о своем собственном отношении к некоторым веществам (табак, алкоголь, лекарства).
  4. Обратитесь к специалисту, который окажет вам квалифицированную помощь. Не обязательно сразу к наркологу, лучше начать с психолога или психотерапевта. При этом важно избежать принуждения. В настоящее время существуют различные подходы к лечению наркомании. Посоветуйтесь с разными врачами, выберите тот метод и того врача, который вызовет у вас доверие. Будьте готовы к тому, что спасение вашего подростка может потребовать от вас серьезных и длительных усилий. В любом случае пускать ситуацию "на самотек" – значит заведомо смириться с потерей ребенка. Не спешите сдаваться, выход есть! 

Помните, что вы не одни в решении этой проблемы!

Больше актуальных профилактических материалов по ссылке>>


цитата_Pxz4b4I

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ АУТОАГРЕССИЯ (SELF-HARM) У ПОДРОСТКОВ

Аутоагрессия – это готовность ребёнка к агрессивному поведению направленного на самого себя, т.е. последовательности действий, направленных на нанесение физического или психического ущерба, вплоть до уничтожения самого себя.

В большинстве случаев самоповреждение является ответом на сильную эмоциональную, психологическую боль.

В подростковом возрасте чувства становятся очень бурными и импульсивными, не всегда контролируются и осознаются. При возникновении гнева, злости, обиды или сильных эмоциональных переживаний подросток выбирает себя объектом выплеска накопившегося негатива.

У подростков очень широкий спектр факторов, которые могут повлиять на формирование  самоповреждающего поведения:

  1. Перенос агрессии с внешних объектов на себя. Общество не позволяет подростку выплескивать свои негативные эмоции, ему не разрешается кричать на кого-то, оскорблять и бить. Чтобы не терять свои позиции в социуме, но находить выход для своих эмоций, подросток делает себя объектом агрессии.
  2. Постоянно повышенное психическое напряжение. Пытаясь отвлечься от тяготеющих его переживаний, подросток, например, режет себе руки.
  3. Непринятие своего тела часто приводит к нанесению себе вреда особыми способами: отказом от пищи, изнуряющими тренировками, попытками украсить себя пирсингом или татуировкой.
  4. Недостаточно тесные взаимосвязи со значимыми людьми. Часто самоповреждения возникают у подростков, воспитывающихся в авторитарных и либеральных семьях. В первом случае в связи с постоянными упреками, не всегда обоснованными повышениями голоса и вездесущим контролем ребенок не чувствует, что его любят. Во втором – родители не демонстрируют практически никакой заинтересованности жизнью подростка, поэтому он, пытаясь заслужить их любовь, привлекает их внимание с помощью самоповреждений.
  5. Чувство вины. Стараясь от него избавиться, подросток начинает наказывать сам себя, в том числе самообвинениями, самоунижениями и самоповреждениями.
  6. Демонстративное поведение. Человек пытается привлечь внимание взрослых и близких людей к себе, своему состоянию и переживаниям, находясь в поиске сочувствия и понимания.
  7. Социальные факторы (неблагополучие, пережитое насилие: физическое, психологическое, сексуальное).
  8. Ощущение внутренней эмоциональной пустоты, потерянности, одиночества.

Основные виды самоповреждающего поведения:

  1. Порезы;
  2.  Ожоги;
  3. Удары;
  4. Злоупотребление алкоголем, наркотиками;
  5. Отказ от пищи и воды;
  6. Навязчивое стремление выдёргивать волосы на голове и теле;
  7. Расцарапывание кожи и др.

Подросток, с одной стороны, отлично понимает, что самоповреждения – это отрицательное явление. С другой – он не полностью осознает, что некоторый вред, который он себе наносит, может привести к реально серьезным последствиям. Поэтому подростки – это та группа людей, с которой обязательно проведение психологической работы сразу после того, как была выявлена первая попытка самоповреждения, а также постоянный мониторинг состояния со стороны родителей, педагогов и психолога.

Для предотвращения возникновения самоповреждающего поведения и аутоагрессии у подростка необходимо наличие теплых отношений в кругу семьи. Если он знает, что в любой ситуации его примут, поймут и поддержат, то причин для аутоагрессии у него, скорее всего, не появится.

Также хорошей профилактикой такого поведения является обучение ребенка в более раннем возрасте навыкам адекватного взаимодействия с членами социума, позитивным стратегиям выхода из конфликтных ситуаций, методам противостояния стрессу, навыкам эмоциональной саморегуляции и выплеска негатива в безопасное русло.

Как общаться с подростком, склонным к аутоагрессивным действиям:

РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Не стыдите подростка и не осуждайте его поведение, это может вызвать протестную реакцию. Скажите о своём желании помочь, постарайтесь выслушать и понять проблемы подростка.
  2. Стараться оставаться в контакте с подростком: меньше критиковать, больше поддерживать, сдерживать контроль, но и не пускать ситуацию на самотек.
  3. По возможности порекомендуйте ему обратиться за анонимной психологической помощью к квалифицированному специалисту или организуйте такую встречу в безопасной для подростка обстановке.
  4. Разговаривать с подростком, увлекаться его жизнью, примерно представлять круг знакомых и интересов.
  5. Учить адекватным стратегиям поведения в конфликте.
  6. Учить справляться с сильными негативными эмоциональными состояниями адаптивными способами.
  7. Обратите внимание подростка на его положительные качества, достоинства, ситуации успеха в прошлом.

Помните, что дети и подростки в трудных ситуациях особенно нуждаются в чутком поддерживающем отношении взрослых!